Стандарт качества

ГОСТ 28084-89

Описание

Моноэтиленгликоль – это двухатомный спирт, бесцветная, вязкая, сладковатая на вкус жидкость, с температурой кипения 197°С, плотностью при 20°С = 1,112-1,113 г/см3, температурой начала замерзания минус 12-13°С. Этиленгликоль – основа ТОСОЛа – обладает уникальной возможностью не замерзать при пониженных температурах.

Упаковка

Охлаждающие жидкости упаковывают в сухие стальные герметично закрывающиеся бочки типов I или II вместимостью 100, 200 и 275 дм3 по ГОСТ 6247, типа I и II вместимостью 100 и 200 дм3 по ГОСТ 13950 и типа I вместимостью 100 и 275 дм3 Температура заливаемой в бочки охлаждающей жидкости ОЖ-К должна быть от минус 10 до плюс 50 °С, ОЖ-65 – от минус 50 до плюс 50 °С и ОЖ-40 – от минус 40 до плюс 50°С.

В качестве потребительской тары для охлаждающих жидкостей используют полимерную тару по НТД на конкретный вид охлаждающей жидкости. Отклонение массы (нетто) охлаждающей жидкости, расфасованной в потребительскую тару, должно быть ±2 % номинальной массы, указанной на первичной таре. Охлаждающие жидкости, расфасованные в потребительскую тару, при транспортировании упаковывают в деревянные ящики по ГОСТ 18573. В каждый ящик упаковывают охлаждающие жидкости одного вида и в одинаковой потребительской упаковке. Номера и типы ящиков выбирают в зависимости от размеров, массы и количества единиц потребительской тары, размещаемых в каждом ящике, и указывают в НТД на охлаждающую жидкость конкретного вида.

По согласованию с потребителем охлаждающие жидкости могут быть упакованы в другие виды тары, которые указывают в НТД на охлаждающую жидкость конкретного вида.

Степень (уровень) заполнения тары и цистерн рассчитывают с учетом их вместимости, грузоподъемности и объемного расширения охлаждающей жидкости при возможном перепаде температур в пути следования и во время хранения.

Транспортировка

Охлаждающие жидкости перевозят всеми видами транспорта в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на данном виде транспорта.

Для транспортирования охлаждающих жидкостей используют специализированные железнодорожные цистерны с верхним сливом, автоцистерны и указанные в п. 2.4.1 металлические бочки.

Наливные люки цистерн и горловины бочек должны быть герметично закрыты.

Подготовка и наполнение специально выделенных цистерн проводятся грузоотправителем в соответствии с правилами перевозки грузов.

Для транспортирования охлаждающих жидкостей, упакованных в потребительскую тару, используют деревянные ящики по ГОСТ 18573 в соответствии с п. 2.4.2 настоящего стандарта.

Охлаждающие жидкости, упакованные в бочки и потребительскую тару в ящиках, транспортируют в крытых железнодорожных вагонах повагонными отправками, а также в крытых автотранспортных средствах и водным транспортом – в трюмах.

Транспортирование охлаждающих жидкостей, упакованных в бочки и потребительскую тару в ящиках, осуществляют транспортными пакетами в соответствии с требованиями ГОСТ 26663.

Масса пакета должна быть не более 1 т.

Формирование пакетов тарно-штучных грузов – по ГОСТ 24597. Для транспортирования пакетов применяют поддоны по ГОСТ 9557, ГОСТ 9078, ГОСТ 9570.

Размещение бочек и ящиков в пакетах и использование средств скрепления грузов осуществляют по ГОСТ 21140, ГОСТ 21650.

В районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности поставляют только охлаждающие жидкости вида ОЖ-65, упакованные в стальные бочки (см. п. 2.4.1).

Охлаждающие жидкости хранят в герметично закрытых бочках и других емкостях из коррозионно-стойких сталей в неотапливаемых складских помещениях, обеспечивающих защиту от воздействия прямых солнечных лучей и атмосферных осадков.

Хранение

Гарантийный срок хранения, установленный с момента изготовления в НТД на охлаждающую жидкость конкретного вида, должен быть: до 1992 г. – не менее трех лет, а с 1992 г. – не менее пяти лет.

Технические характеристики

Исключительно важным свойством этиленгликоля является его способность понижать температуру замерзания водных растворов. При определенном соотношении системы вода – этиленгликоль можно получить жидкость с необходимой температурой замерзания от минус 1 до минус 70°С.

Физико-химические показатели

Кроме общих требований на охлаждающие низкозамерзающие жидкости существует ГОСТ 28084-89, где представлены технические требования на различные виды охлаждающих жидкостей, которые, для наиболее популярной в средней полосе России жидкости с температурой замерзания минус 40°С, выглядят так:

Наименование показателя Норма по ГОСТ 28084-89
Внешний вид Прозрачная однородная окрашенная жидкость без механических примесей
Плотность, г/см3, при 20°С, в пределах 1,065-1,085
Температура начала кристаллизации, °С, не выше минус 40
Фракционные данные:

- температура начала перегонки, °С, не ниже

- массовая доля жидкости, перегоняемой до достижения температуры 150°С, %, не более

100
50
Коррозионное воздействие на металлы, г/м2 сутки, не более: 

- медь, латунь, сталь, чугун, алюминий

- припой

0,1
0,2
Вспениваемость: 

- объем пены, см3, не более

- устойчивость пены, с, не более

30
3
Набухание резин, %, не более 5
Водородный показатель (рН), в пределах 7,5-11,0
Щелочность, см3, не менее 10

Безопасность

1. Требования безопасности перед началом работы.

Перед началом работы с антифризом «Тосол-АМ», с охлаждающими автожидкостями Тосол-А-40М», «Тосол-А-65М» и др. должны убедиться в исправности спецодежды, она не должна иметь дефектов, быть аккуратно застегнута и соответствовать размеру.

Проверить состояние оборудования путем личного осмотра.

Проверить наличие средств пожаротушения.

Для тушения загоревшихся указанных автожидкостей разрешается применять воду песок, кошму, порошковые огнетушители, раствор пенообразователя.

Антифриз «Тосол-АМ» и автожидкости охлаждающие «Тосол-А-40М», «Тосол-А-65М», как и этиленгликоль, обладают ядовитыми свойствами. По степени воздействия на человека относятся к третьему классу опасности, т.е. к веществам умеренно опасным. Предельно допустимая концентрация антифриза «Тосол-АМ» и автожидкостей охлаждающих «Тосол-А-40М», «Тосол-А-65М» в воздухе рабочей зоны 5 мг/м3 по этиленгликолю.

Антифриз и охлаждающие автожидкости следует хранить и перевозить в исправных металлических закрывающихся бидонах и бочках с завинчивающимися пробками. Крышки и пробки должны быть опломбированы.

Порожняя тара из-под антифриза также должна быть опломбирована. Перед тем, как налить антифриз и охлаждающие автожидкости, необходимо тщательно очистить тару от вредных осадков, налетов и ржавчины, промыть щелочным раствором и пропарить. В таре не должно быть остатков нефтепродуктов.

2. Требования безопасности при выполнении работы.

Антифриз, охлаждающие автожидкости и др. наливают в тару не более, чем на 90% их емкости, чтобы исключить их вытекание от температурного расширения.

На таре, в которой перевозят (хранят) охлаждающие автожидкости, антифриз и др. должна быть несмываемая надпись «ЯД» и «ОСТОРОЖНО! ЯДОВИТЫЕ ВЕЩЕСТВА».

Запрещается:

- наливать антифриз, охлаждающие автожидкости и др. в тару, не соответствующую указанным выше требованиям

- переливать антифриз через шланг путем засасывания ртом

- применять тару из-под антифриза, охлаждающих автожидкостей и др. для перевозки и хранения пищевых продуктов

- перевозить антифриз, охлаждающие автожидкости и др. вместе с людьми, животными, пищевыми продуктами

Перед заправкой системы охлаждения двигателя антифризом, необходимо:

- проверить, нет ли в системе охлаждения (в соединительных шлангах, радиаторе, сальниках водяного насоса и т.д.) течи, и при наличии устранить ее

- промыть систему охлаждения чистой горячей водой

Заправку системы охлаждения двигателя антифризом следует производить только при помощи специально предназначенной для этой цели посуды (ведра с носиком, бачка, воронки). При заправке антифризом необходимо принять меры, исключающие попадание в него нефтепродуктов (бензина, дизельного топлива, масла и т.п.), т.к. они во время работы приводят к вспениванию антифриза.

Заливать антифриз в систему охлаждения без расширительного бачка следует не до горловины радиатора, а на 10% ниже линии объема системы охлаждения, потому что во время работы двигателя (при нагревании) антифриз расширяется больше воды, что может привести к его вытеканию.

Во время работы с антифризом, охлаждающими автожидкостями и др. не курить и не принимать пищу.

В тех случаях, когда при работе возможно разбрызгивание антифриза, охлаждающих автожидкостей и др., необходимо пользоваться противогазом фильтрующим и защитными очками.

При работе с антифризом, охлаждающими автожидкостями и др. Jбслуживающий персонал должен быть обеспечен резиновыми сапогами или ботинками на резиновой подошве, резиновыми техническими перчатками.

3. Требования безопасности в аварийных ситуациях

Аварийная ситуация при работе с антифризом, охлаждающими автожидкостями возможна при попадании этих веществ в организм человека.

При попадании через рот в желудок происходит отравление, при котором поражается нервная система и почки. Признаки отравления – головокружение, потеря сознания, в тяжелых случаях – смертельный исход. Это сосудистый и протоплазматический яд, вызывающий ацидоз. Проникает через кожу. Пары антифриза вызывают низкую степень отравления и опасны в большой концентрации.

При попадании этиленгликоля или охлаждающей автожидкости в желудок необходимо в целях оказания пострадавшему первой доврачебной помощи как можно раньше вызвать рвоту, обеспечить ему обильное питье, немедленно вызвать врача или отправить в ближайшее лечебное учреждение.

4. Требования безопасности по окончании работы

По окончании работы с антифризом «Тосол-АМ», охлаждающими автожидкостями «осол-А-40М», «Тосол-А-65М» и др. резиновые сапоги, брезентовые рукавицы, комбинезон тщательно промыть водой и высушить.

Выносить спецодежду за пределы подразделений предприятия, а также выходить в спецодежде в столовую, красные уголки, служебные и жилые помещения запрещается.

После каждой операции с антифризом, охлаждающими автожидкостями и др. тщательно вымыть руки теплой водой с мылом.