Стандарт качества

ГОСТ 10227-86

Описание

Реактивное топливо керосин ТС-1 получают из среднедистиллятной фракции нефти путем прямой перегонки нефти, либо в смеси с гидроочищенным или демеркаптанизированным компонентом. Для приведения топлива к требованиям стандарта по составу общей или меркаптановой серы применяют либо гидроочистку, либо демеркаптанизацию. Основные эксплуатационные характеристики: хорошая испаряемость для обеспечения полноты сгорания; высокие полнота и теплота сгорания для определения дальности полета; хорошие прокачиваемость и низкотемпературные свойства для подачи в камеру сгорания; низкая склонность к образованию отложений; хорошие совместимость с материалами и противоизносные и антистатические свойства.

Применение

Керосин ТС-1 предназначен для использования в самолетах дозвуковой авиации.

Хранение

Изготовитель гарантирует соответствие качества топлива требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.

Гарантийный срок хранения: 5 лет со дня изготовления.

Технические характеристики для керосин ТС 1

Наименование показателя Норма по ГОСТ (ТУ)
Плотность при 20°С, кг/м3, не менее 780
Фракционный состав:
температура начала перегонки, °С 150
10% отгоняется при температуре, °С, не выше 165
50% отгоняется при температуре, °С, не выше 195
90% отгоняется при температуре, °С, не выше 230
98% отгоняется при температуре, °С, не выше 250
Кинематическая вязкость, мм2/с (сСт):
при 20°С, не менее 1,3 (1,3)
при -40°С, не более 8 (8)
Низкая теплота сгорания, кДж/кг, не менее 43120
Высота некоптящего пламени, мм, не менее 25
Кислотность, мг КОН на 100 см3 топлива, не более 0,7
Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более 2,5
Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже 28
Температура начала кристаллизации, °С, не выше -50
  • Термоокислительная стабильность в статических условиях при 150°С,
  • концентрация осадка мг на 100 см3 топлива, не более
18
Массовая доля ароматических углеводородов, %, не более 22
Концентрация фактических смол, мг на 100 см3 топлива, не более 3
Массовая доля общей серы, % , не более 0,2
Массовая доля меркаптановой серы, %, не более 0,003
Массовая доля сероводорода отсутствие
Испытание на медной пластинке при 100°С, 3 ч. выдерживает
Зольность, %, не более 0,003
Содержание водорастворимых кислот и щелочей отсутствие
Содержание мыл нафтеновых кислот отсутствие
Содержание механических примесей и воды отсутствие
Взаимодействие с водой, балл, не более
а) состояние поверхности раздела 1
б) состояние разделенных фаз 1

Примечания:

1. Удельная электрическая проводимость нормируется только для топлив, содержащих антистатическую присадку Сигбол.

2. Топлива ТС-1 высшего и первого сорта, Т-2 и РТ, предназначенные для применения во всех климатических районах, за исключением района 11 (по ГОСТ 16350-80), допускается вырабатывать с температурой начала кристаллизации не выше минус 50 °С. Допускается применять в климатическом районе 11 (ГОСТ 16350-80) топлива ТС-1 и РТ с температурой начала кристаллизации не выше минус 50 °С при температуре воздуха у земли не ниже минус 30 °С в течение 24 ч до вылета. Топливо для применения в климатическом районе 11 с температурой начала кристаллизации не выше минус 55 °С (РТ) и минус 60 °С (ТС-1) вырабатывают по требованию потребителей.

3. Топливо Т-1С предназначено для специального потребления.

4. В топливе после длительного хранения (более 3 лет) допускается отклонение от норм, указанных в таблице:

- по кислотности — на 0,1 мг КОН на 100 см3 топлива;

- по содержанию фактических смол — на 2 мг на 100 см3 топлива;

- по количеству осадка при определении термической стабильности в статических условиях — на 2 мг на 100 см3 топлива.

5. По требованию потребителей топливо Т-1 должно выпускаться плотностью при 20 °С не менее 810 кг/м3.

6. При производстве топлива марки РТ с присадкой Хайтек-580 норма по показателю 6 устанавливается не более 0,7 мг KOH/100 см3.

Правила приемки

Топливо для реактивных двигателей принимают партиями. Партией считают любое количество топлива, изготовленного за один непрерывный технологический процесс, однородного по своим показателям качества и компонентному составу, оформленное одним документом о качестве. В документе должно быть указано количество противоизносной, антиокислительной и антистатической присадок, введенных при изготовлении топлива.

Объем выборки — по ГОСТ 2517-85.

При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному показателю проводят повторные испытания вновь отобранной пробы, взятой из той же выборки.

Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.

Безопасность

Топлива для реактивных двигателей представляют собой легковоспламеняющуюся жидкость, выкипающую в пределах 130–280 °С для топлив РТ, ТС-1 и Т-1 и 60-280 °С для топлива Т-2; температура самовоспламенения топлив РТ, ТС-1, Т-1, Т-1С-220 °С, топлива Т-2 – 230 °С.

Температурные пределы воспламенения паров топлив и концентрированные пределы взрываемости приведены в таблице:

Наименование показателя ТС-1, РТ Т-1, Т-1С Т-2
Температурные пределы воспламенения паров, °С:
- нижний 25 50 -10
- верхний 65 105 34
Концентрированные пределы взрываемости, %, объемные:
- нижний 1,5 1,8 1,0
- верхний 8,0 8,0 6,8

Топлива для реактивных двигателей являются малоопасными продуктами и в соответствии с ГОСТ 12.1.007-76 относятся к 4-му классу.

Предельно допустимая концентрация паров углеводородов топлива в воздухе рабочей зоны 300 мг/м3 в соответствии с ГОСТ 12.1.005-88.

В помещении для хранения и применения топлива для реактивных двигателей запрещается обращение с открытым огнем.

Искусственное освещение должно быть во взрывобезопасном исполнении. При вскрытии тары не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру.

При разливе топлива для реактивных двигателей необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива промыть горячей водой и протереть сухой тряпкой. При разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением.

Необходимыми мерами предосторожности при работе с топливом для реактивных двигателей является применение индивидуальных средств защиты согласно типовым отраслевым нормам.

Помещение, в котором проводится работа с топливом для реактивных двигателей, должно быть снабжено приточно-вытяжной вентиляцией. В помещениях для хранения топлива не допускается хранить кислоты, баллоны с кислородом и другие окислители.

При загорании применяют следующие средства пожаротушения: пену, при объемном тушении — углекислый газ, составы СЖБ и 3,5, перегретый пар (все средства, кроме воды).